Авторы
- Мукашева Манаргуль Умирзаковна кандидат педагогических наук, доцент
- Григорьев Сергей Георгиевич доктор технических наук, профессор
- Омирзакова Айсара Айбеккызы
- Калкабаева Зухра Кусайновна
- Жанасбаева Айжан Сиязбековна
Аннотация
В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты использования иммерсивных технологий в образовании. Представлены результаты обзора научной и научно-методической литературы по проблемам использования виртуальной и дополненной реальности как многофункциональной среды для обучения. Проведен анализ психолого-педагогических и технологических подходов к определению ключевых понятий иммерсивного обучения. Выводы исследования показывают, что иммерсивные технологии имеют большие перспективы и ряд преимуществ в сфере образования, однако также не исключают существования определенных рисков, касающихся вопросов здоровьесберегающего обучения, эргономической организации обучения, технологического обеспечения и других аспектов обучения.
Как ссылаться
Мукашева, М. У., Григорьев, С. Г., Омирзакова, А. А., Калкабаева, З. К. & Жанасбаева, А. С. (2023). ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ , 2023, №1 (63), 99. https://doi.org/10.25688/2072-9014.2023.63.1.09
Список литературы
1.
1. Сергеев, С. Ф. (2009). Обучающие и профессиональные иммерсивные среды. Москва: Народное образование. 429 c.
2.
2. Сергеев, С. Ф. (2013). Образование в глобальных информационно-коммуникативных и техногенных средах: новые возможности и ограничения. Открытое образование, 1, 32–39.
3.
3. Сергеев, С. Ф., Бершадский, М. Е., Чоросова, О. М., Жожиков, А. В., Герасимова, Р. Е., Никулина, А. A., Саввин, П. А. (2016). Когнитивная педагогика: технологии электронного обучения в профессиональном развитии педагога. Монография. Якутск: СВФУ им. М. К. Аммосова. 337 с.
4.
4. Лепский, В. Е. (2010). Рефлексивно-активные среды инновационного развития. Москва: Когито-Центр. 255 с.
5.
5. Бодрийяр, Ж. (2015). Симулякры и симуляции. Москва: Постум. 240 с.
6.
6. Таратута, Е. Е. (2007). Философия виртуальной реальности. Монография. Санкт-Петербург, 147 с.
7.
7. Первушина, В. Н., Хуторной, С. Н. (2016). Виртуальная реальность: методологические подходы к определению понятия. Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Философия», 4, 52–64.
8.
8. Корнилов, Ю. В. (2019). Иммерсивный подход в образовании. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 8, 1(26), 174–178.
9.
9. Эваллье, В.Д. (2019). Интерактивность и иммерсивность в медиасреде. К проблеме разграничения понятий. Проблемы медиакультуры, 3, 249–271.
10.
10. Гринина, Е. Н. (2020). Роль новых интерактивных практик в формировании эстетики современного театрального и музейного пространства. Международный научно-исследовательский журнал, 2, 5(95), 197–202.
11.
11. Гриншкун, В. В., Григорьева, А. С. (2020). Использование технологии дополненной реальности для освоения иероглифики как подход к информатизации обучения китайскому языку в основной школе. Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования », 17, 1, 7–17.
12.
12. Hew, K. F., & Cheung, W. S. (2010). Use of three-dimensional (3-D) immersive virtual worlds in K 12 and higher education settings: A review of the research. British Journal of Educational Technology, 41(1), 33–55.
13.
13. Pellas, N., Kazanidis, I., Konstantinou, N., & Georgia, G. (2017). Exploring the educational potential of three-dimensional multi-user virtual worlds for STEM education: A mixed-method systematic literature review. Education and Information Technologies,
22(5), 2235–2279.
14.
14. Mikropoulos, T. A., & Natsis, A. (2011). Educational virtual environments: A ten-year review of empirical research (1999–2009). Computer Education, 56, 769–780.
15.
15. Southgate, E., Smith, S. P., Cividino, C., Saxby, S., Kilham, J., Eather, G., …, Bergin, C. (2019). Embedding immersive virtual reality in classrooms: Ethical, organisational and educational lessons in bridging research and practice. International Journal of Child-Computer Interaction, 19, 19–29.
16.
16. Григорьев, С. Г., Вострокнутов, И. Е., Родионов, М. А., Акимова, И. В., Воробьев, М. В. (2022). Интеграция основного и дополнительного информационно-технологического образования на основе подготовки учащихся в центрах цифрового образования детей. Информатика и образование, 37(2), 14–23.
17.
17. Сарсимбаева, С. М., Корнилов, Ю. В., Мукашева, М. У. (2022). Технологии виртуальной и дополненной реальности в образовании. Монография. Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина. 335 с.