Авторы
- Абдуразаков Магомед Мусаевич доктор педагогических наук
- Ниматулаев Магомедхан Магомедович доктор педагогических наук, доцент
- Токмазов Георгий Васильевич кандидат педагогических наук, доцент
Аннотация
В исследовании анализируется влияние цифровых технологий на реализацию системно-информационного подхода, включая развитие цифровых образовательных сред, внедрение адаптивных и персонализированных технологий обучения, формирование новых форматов учебного взаимодействия (смешанное обучение, перевернутый класс), а также развитие цифровой грамотности как ключевого компонента общеучебных умений. Основное внимание уделяется трансформации образовательной компетентности в цифровую эпоху, когда ключевое значение приобретают три взаимосвязанных компонента: информационная грамотность, системное мышление и организационные навыки. Особый акцент делается на сохранении баланса между технологическими инновациями и фундаментальными педагогическими принципами для обеспечения целостного развития личности в цифровую эпоху.
Как ссылаться
Абдуразаков, М. М., Ниматулаев, М. М. & Токмазов, Г. В. (2025). ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: СИСТЕМНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ, СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ НАВЫКОВ , № 3 (73), 61. https://doi.org/10.24412/2072-9014-2025-373-61-77
Список литературы
1.
1. Роберт И. В. Дидактика эпохи цифровых информационных технологий / И. В. Роберт // Профессиональное образование. Столица. 2019. № 3. С. 16–26.
2.
2. Сеткова И. Н. Новые роли педагога в условиях дистанционного обучения / И. Н. Сеткова, А. К. Лукина, М. А. Волкова // Непрерывное образование: XXI век. 2021. Вып. 1 (33). URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=6690 (дата обращения: 15.05.2025).
3.
3. Уваров А. Ю. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая [и др.]. М.: ВШЭ, 2019. 342 с.
4.
4. Хуторской А. В. Методология инновационной практики в образовании: монография / А. В. Хуторской. М.: Ридеро, 2021. 162 с.
5.
5. Духовникова И. Ю. Цифровые компетенции современного учителя как основа успешной преподавательской деятельности / И. Ю. Духовникова, А. М. Король // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 2 (104). С. 99‒101.
6.
6. Зеер Э. Ф. Готовность преподавателей вуза к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования / Э. Ф. Зеер, Н. В. Ломовцева, В. С. Третьякова // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 26‒39.
7.
7. Сергеев С. Ф. Методологические проблемы e-Learning дидактики / С. Ф. Сергеев // Открытое образование. 2015. № 3 (110). С. 28–36.
8.
8. Бермус А. Г. Содержание педагогического образования в современном мире: смыслы, проблемы, практики и перспективы развития / А. Г. Бермус, В. В. Сериков, Н. В. Алтыникова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18. № 4. С. 667–691.
9.
9. Казакова А. А. Цифровизация образования: вызовы и возможности / А. А. Казакова // Инновационные результаты социально-гуманитарных и экономико-правовых исследований: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 28 августа 2023 г.). Белгород: Агентство перспективных научных исследований, 2023. С. 23–32.
10.
10. Кондаков А. М. Образование в конвергентной среде: постановка проблемы / А. М. Кондаков, И. С. Сергеев // Педагогика. 2020. Т. 84. № 12. С. 5–21.
11.
11. Абдуразаков М. М. Что такое интеграция педагогических и информационных технологий / М. М. Абдуразаков, В. М. Монахов, М. М. Ниматулаев // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2016. Т. 12. № 4. С. 6–10.
12.
12. Половина И. П. Независимая оценка сформированности отдельных цифровых навыков обучающихся общеобразовательных организаций: подходы и результаты / И. П. Половина, А. П. Шестаков, В. А. Захарова [и др.] // Информатика и образование. 2021. № 9 (328). С. 31–39.
13.
13. Смолянинова О. Г. Оценивание образовательных результатов в течение всей жизни: электронный портфолио / О. Г. Смолянинова. Красноярск: СФУ, 2016. 362 с.
14.
14. Шилова О. Н. Исследование инструментария оценки цифровых компетенций учителя / О. Н Шилова, Е. Ю. Игнатьева // Человек и образование. 2022. Вып. 2 (71) C. 99–108.
15.
15. Кузнецов А. А. Исследовательская деятельность учителя информатики в новых дидактических условиях функционирования ФГОС / А. А. Кузнецов, В. М. Монахов, М. М. Абдуразаков // Информатика и образование. № 6 (275). 2016. С. 4–16.
16.
16. Кузнецов А. А. Какой должна быть программа курса «Теория и методика обучения информатике» / А. А. Кузнецов, В. М. Монахов, М. М. Абдуразаков // Информатика и образование. № 8 (277). 2016. С. 3–13.
17.
17. Абдуразаков М. М. Представление информационно-образовательной среды в образовательном киберпространстве / М. М. Абдуразаков, О. Н. Цветкова, И. В. Миронова // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 6. Ч. 1. С. 167–172.
18.
18. Tokmazov G. Digital transformation and methodological aspects of education / G. Tokmazov, L. Parshutina, T. Litvinova, [et al.] // SHS Web of Conferences. Vol. 164, 2023.
19.
19. Патаракин Е. Д. Сетевые сообщества и обучение / Е. Д. Патаракин. М.: Пер Сэ, 2006. 112 с.
20.
20. Dziuban Ch. Blended learning: the new normal and emerging technologies / Ch. Dziuban, Ch. R. Graham, P. D. Moskal [et al.] // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018. Vol. 15. No. 3.
21.
21. Means B. The effectiveness of online and blended learning: A meta-analysis of the empirical literature / B. Means, Yu. Toyama, R. Murphy [et al.] // Teachers College Record. 2013. Vol. 115. No. 3. P. 1–47.
22.
22. Premlatha K. R. Learning content design and learner adaptation for adaptive e-learning environment: a survey / K. R. Premlatha, T. V. Geetha // Artificial Intelligence Review. 2015. Vol. 44. P. 443–465.
23.
23. Vandewaetere M. The contribution of learner characteristics in the development of computer-based adaptive learning environments / M. Vandewaetere, P. Desmet, G. Clarebout // Computers in Human Behavior. 2011. Vol. 27. P. 118–130.
24.
24. Шкодина Т. А. Проблемы электронного обучения / Т. А. Шкодина // Информатизация в цифровой экономике. 2020. Т. 1. № 4. С. 133–140.
25.
25. Sahlberg P. Finnish Lessons 3.0: What Can the World Learn from Educational Change in Finland? / P. Sahlberg. N. Y.: Teachers College Press, 2021. 312 p.
26.
26. Mayer R. E. Multimedia Learning / R. E. Mayer. Cambridge: CUP, 2020. 452 p.

