Авторы
- Елисеев Антон Вячеславович
- Шунина Любовь Андреевна кандидат педагогических наук, доцент
Аннотация
В статье проведен анализ современных практик индивидуализации обучения информатике, охватывающий теоретико-методологические основы, технологические средства и педагогические подходы. Охарактеризован отечественный и зарубежный опыт внедрения технологий индивидуализации — от применения дистанционных и адаптивных образовательных ресурсов до проектирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Проведено сравнение подходов к индивидуализации обучения информатике в России и за рубежом по ряду выделенных характеристик.
Как ссылаться
Елисеев, А. В. & Шунина, Л. А. (2025). АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПРАКТИК ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ , № 2 (72), 46. https://doi.org/10.24412/2072-9014-2025-272-46-59
Список литературы
1.
1. Гриншкун В. В. О необходимости формирования цифровой образовательной среды для подготовки будущих педагогов / В. В. Гриншкун, Т. Н. Суворова, Л. А. Шунина // Известия Российской академии образования. 2024. № 3 (67). С. 162–180.
2.
2. Гринева Е. С. Образовательный потенциал веб-квестов в формировании профессиональных навыков будущих специалистов / Е. С. Гринева, Г. А. Миночкина, М. У. Ярычев // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 3 (106). С. 349–352.
3.
3. Левченко И. В. Особенности подготовки по программированию будущих учителей информатики / И. В. Левченко, А. Р. Садыкова, Д. Б. Абушкин [и др.] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021. Т. 18. № 4. С. 337–346.
4.
4. Григорьев С. Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы и практические приложения: учебник / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун. Воронеж: Научная книга, 2014. С. 126–132.
5.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. М.: АСТ, 2009. 671 с.
6.
6. Рузаков А. А. Система дифференцированных заданий для формирования у обучающихся универсальных учебных действий по теме «Базы данных. Поиск информации» / А. А. Рузаков // Информатика в школе. 2022. № 2 (175). С. 65–70.
7.
7. Филиппова Н. А. Дифференциация и индивидуализация в обучении как условие развития творческих способностей студентов (бакалавров) / Н. А. Филиппова // Образование и наука: современные тренды: коллективная монография / гл. ред. О. Н. Широков. Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. С. 256–270.
8.
8. Филатова А. А. Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках информатики / А. А. Филатова // Концепт. 2017. Т. 30. С. 62–65.
9.
9. Eliseev A. V. Robotic constructor as a means of teaching C++ programming to high school students / A. V. Eliseev // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2024. Т. 21. № 3. С. 297–307.
10.
10. Сафонова О. Ю. Использование компетентностного подхода на уроках информатики // Вестник Института образования человека. 2014. № 1. С. 115–120.
11.
11. Ахсутова А. А. Вопросы совершенствования обучения информатике в условиях компетентностного подхода / А. А. Ахсутова // Известия КГТУ им. И. Раззакова. 2020. № 53. С. 37–39.
12.
12. Barbosa P. L. S. Adaptive learning in computer science education: A scoping review / P. L. S. Barbosa, R. A. F. do Carmo, J. P. P. Gomes, W. Viana // Education and Information Technologies. 2024. Vol. 29. № 8. P. 9139–9188.
13.
13. Lapenok M. V. The Methodology of Development of Electronic Educational Resources for Learning of General Scientific Disciplines in Non-native Language / M. V. Lapenok, A. M. Lozinskaya, L. G. Shestakova [et al.] // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2019. Vol. 144. P. 127–137.
14.
14. Plooy E. Personalized adaptive learning in higher education: A scoping review of key characteristics and impact on academic performance and engagement / E. Plooy, D. Casteleijn, D. Franzsen // Heliyon. 2024. № 10 (21). P. e39630.
15.
15. Monga M. Innovation and Technology in Computer Science Education / M. Monga, V. Lonati, E. Barendsen [at al.]. Milan: Association for Computing Machinery, 2024. Vоl. 1. P. 534–540.
16.
16. Терехов С. В. Технологии искусственного интеллекта как инструмент трансформации системы образования в условиях цифровой экономики / С. В. Терехов, Л. А. Терехова, Н. А. Озерова // Экономика образования. 2023. № 3 (136). С. 79–92.
17.
17. Полуянова В. А. Использование моделей смешанного обучения при формировании общих компетенций на уроках информатики в Якутском институте водного транспорта / В. А. Полуянова, Е. Н. Нохтуева // Транспортные системы: безопасность, новые технологии, экология. Якутск: Якутский институт водного транспорта. 2022. С. 307–311.
18.
18. Елисеев А. В. Обучение программированию с использованием робототехнических конструкторов в школьном курсе информатики / А. В. Елисеев //#ScienceJuice2021: сборник тезисов студенческой открытой конференции (Москва, 22–26 ноября 2021 г.). М.: Парадигма, 2021. С. 78–81.
19.
19. Абдюханов Р. Х. Современная {цифровая} дидактика / Р. Х. Абдюханов, В. И. Абрамов, С. И. Ашманов [и др.]. М.: А-Приор, 2023. 140 с.
20.
20. Xu T. AI-Driven Virtual Teacher for Enhanced Educational Efficiency: Leveraging Large Pretrain Models for Autonomous Error Analysis and Correction / T. Xu, Yi-Fan Zhang, Zhendong Chu, Shen Wang, Qinqsong Wen. 2024. URL: https://doi.org/10.48550/arXiv.2409.09403.
21.
21. Юркова А. В. Индивидуализация обучения информатике с помощью дистанционных технологий / А. В. Юркова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 5 (9). С. 136–137.
22.
22. Комиссаров А. От преподавателя до педдизайнера за неделю. Как создать цифровую образовательную среду и где этому учат. 08.12.2020 / А. Комиссаров // Vc.ru: [сайт]. URL: https://vc.ru/education/185128-ot-prepodavatelya-do-peddizainera-za-nedelyu-kak-sozdat-cifrovuyu-obrazovatelnuyu-sredu-i-gde-etomu-uchat (дата обращения: 02.02.2025).
23.
23. Кравец О. Я. Виды и формы индивидуализации обучения информатике студентов технического вуза / О. Я. Кравец, O. Ю. Заславская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2011. № 1. С. 61–67.
24.
24. Гриншкун В. В. Отечественный и зарубежный опыт организации образовательного процесса на основе построения индивидуальных образовательных траекторий / В. В. Гриншкун, А. А. Заславский // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2020. № 1 (51). С. 7–15.
25.
25. Гриншкун В. В. Фронтиры «Московской электронной школы» / В. В. Гриншкун, И. М. Реморенко // Информатика и образование. 2017. № 7 (286). С. 3–8.
26.
26. Поляков К. Ю. Методические материалы по информатике и программное обеспечение для школьников и учителей / К. Ю. Поляков // Преподавание, наука и жизнь: сайт Константина Полякова. URL: https://kpolyakov.spb.ru/ (дата обращения: 02.04.2025).
27.
27. Lee S. 8 Trends Driving Data-Driven Instruction in Today’s Classrooms. March 27, 2025 / S. Lee // Number Analytics: [website]. URL: https://www.numberanalytics.com/blog/8-trends-driving-data-driven-instruction-todays-classrooms (дата обращения: 02.02.2025).
28.
28. Елисеев А. В. О возможностях применения генеративных нейронных сетей при подготовке учебных материалов по дисциплине «Современные информационные технологии» / А. В. Елисеев, Н. С. Корнева // Шамовские чтения: сб. ст. XVI Междунар. науч.-практ. конф.: в 2-х т. (Москва, 25 января – 03 февраля 2024 г.). М.: Научная школа управления образовательными системами, 2024. С. 531–533.
29.
29. Гриншкун В. В. Подходы к индивидуализации обучения школьников на основе использования иерархий для автоматизации содержательного наполнения образовательных ресурсов / В. В. Гриншкун, Л. А. Шунина // Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования: сборник тезисов докладов Междунар. науч. конф. (Елец, 01–03 октября 2021 г.). Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2021. С. 10–16.