Главная Выпуски № 1 (71)

РОЛЬ ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

Дидактические аспекты информатизации образования , УДК: 378 DOI: 10.24412/2072-9014-2025-171-21-35

Авторы

  • Каптерев Андрей Игоревич доктор социологических наук, доктор педагогических наук, профессор

Аннотация

В статье кратко рассмотрены теоретические и технологические особенности человеко-машинного взаимодействия (ЧМВ1) — интерфейсов и их роль в педагогическом дизайне. Предложена концептуальная модель организации эффективного ЧМВ с системами искусственного интеллекта (ИИ). Дана типология интеллектуальных агентов, пригодных для использования в профессиональном образовании в РФ. Задачи исследования: 1) проанализировать отечественный и зарубежный опыт применения ЧМВ в системе профессионального образования; 2) показать эволюцию дидактических методов и средств в педагогическом дизайне через переосмысление возможностей ЧМВ в условиях цифровой трансформации образования; 3) предложить концептуальную модель организации эффективного ЧМВ с системами ИИ; 4) обосновать принципы управления организацией ЧМВ в вузах; 5) выстроить последовательность этапов организации ЧМВ; 6) очертить спектр средств организации ЧМВ с нейросетями; 7) кратко сформулировать сложности организации ЧМВ и предложить стратегии их преодоления; 8) привести примеры эргономичного ЧМВ в успешных ИИ-проектах.

Как ссылаться

Каптерев, А. И. (2025). РОЛЬ ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ , № 1 (71), 21. https://doi.org/10.24412/2072-9014-2025-171-21-35
Список литературы
1. 1. Лешкевич Т. Г. Искусственный интеллект в контексте философского осмысления / Т. Г. Лешкевич // Вопросы философии. 2023. № 5. С. 50–60. DOI: 10.21146/0042-8744-2023-5-50-60
2. 2. Дозорцев В. М. Взаимодействие человека-оператора с искусственным интеллектом: проблема доверия / В. М. Дозорцев, А. Л. Венгер // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2022. Т. 7. № 2. С. 204–232. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2022_23_2_009
3. 3. Овчинникова О. П. Искусственный интеллект в управлении персоналом: возможности и угрозы / О. П. Овчинникова, Д. В. Лебедева // Вопросы управления. 2024. № 4 (89). С. 55–66. DOI: 10.22394/2304-3369-2024-4-55-66
4. 4. Игнатьев А. Г. Этико-философские проблемы проектирования искусственного морального агента / А. Г. Игнатьев // Этическая мысль. 2024. Т. 24. № 1. С. 87–100. DOI: 10.21146/2074-4870-2024-24-1-87-100
5. 5. Каптерев А. И. Компьютеризация: миф или реальность / А. И. Каптерев, В. М. Мищенко // Советская библиография. 1988. № 2. С. 15–20.
6. 6. Каптерев А. И. Введение в мультимедиа: учебное пособие / А. И. Каптерев, О. В. Шлыкова. М.: Московский государственный институт культуры, 1997. 74 с.
7. 7. Гриншкун В. В. Искусственный интеллект в образовательной деятельности и подготовке педагогов: необходимость исследований / В. В. Гриншкун, Л. А. Шунина // Современная {цифровая} дидактика. М.: А-Приор, 2023. С. 49–55.
8. 8. Каптерев А. И. Персональный сайт преподавателя ВУЗа в образовательном инжиниринге / А. И. Каптерев. М.: Book-expert, 2022. 190 с.
9. 9. Schechter R. L. Virtual Lab Implementation Model Predicts STEM Future Plans / R. L. Schechter, P. A. Chase, A. Shivaram // Insights from Contemporary Science Courses in Higher Education. EdMedia+ Innovate Learning, 2023. Р. 6–10.
10. 10. Thisgaard M. Virtual learning simulations in high school: Effects on cognitive and non-cognitive outcomes and implications on the development of STEM academic and career choice / M. Thisgaard, G. Makransky // Frontiers in Psychology. 2017. No. 8. P. 805.
11. 11. Hoc J.-M. Human-machine cooperation // The Oxford Handbook of Cognitive Engineering / Eds. by J. D. Lee & A. Kirlik. Oxford University Press. 2013. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199757183.013.0026
12. 12. Yang C. A review of human–machine cooperation in the robotics domain / C. Yang, Y. Zhu, Y. Chen // IEEE Transactions on Human-Machine Systems. 2022. No. 52 (1). P. 12–25. https://doi.org/10.1109/THMS.2021.3131684
13. 13. Gervasi R. A conceptual framework to evaluate human-robot collaboration / R. Gervasi, L. Mastrogiacomo, F. Franceschini // International Journal of Advanced Manufacturing Technology. 2020. No. 08 (3). P. 841–865.
14. 14. Dehkordi M. B. Explainability in human-robot teaming / M. B. Dehkordi, R. Mandy, A. Zaraki, A. Singh, R. Setchi // Procedia Computer Science. 2021. No. 192. P. 3487–3496. https://doi.org/10.1016/j.procs.2021.09.122
15. 15. Seeber I. Machines as teammates: a research agenda on AI in team collaboration / I. Seeber, E. Bittner, R. O. Briggs, T. de Vreede, G.-J. de Vreede [et al.] // Information & Management. 2020. No. 57. Article 103174. https://doi.org/10.1016/j.im.2019.103174
16. 16. Bhavik N. P. Human-machine partnership with artificial intelligence for chest radiograph diagnosis / N. P. Bhavik, L. Rosenberg, G. Willcox, D. Baltaxe, M. Lyons [et al.] // npj Digital Medicine. 2019. No. 2. Article 111. https://doi.org/10.1038/s41746-019-0189-7
17. 17. Newman D. Human / D. Newman, O. Blanchard // Machine. The Future of our Partnership with Machines. Kogan Page Ltd, 2019. 245 p.
18. 18. Strasser A. Distributed responsibility in human–machine interactions / A. Strasse // AI Ethics. 2022. No. 2. P. 523–532. https://doi.org/10.1007/s43681-021-00109-5
19. 19. Tarver T. 21 Amazing AI Tools to Level Up Your Teaching / T. Tarver. URL: https://www.carnegielearning.com/blog/21-ai-tools-for-teachers/ (дата обращения: 12.11.2024).
20. 20. Cognitive Tutor Authoring Tools. URL: https://github.com/CMUCTAT/CTAT/wiki (дата обращения: 12.11.2024).
21. 21. Bodekaer J. M. Our Mission / J. M. Bodekaer, B. M. Tvillinggaard. URL: https://www.labster.com/about (дата обращения: 12.11.2024).
22. 22. McCarthy A. D. Jump-Starting Item Parameters for Adaptive Language Tests / A. D. McCarthy1, K. P. Yancey, G. T. LaFlair [et al.] // Proceedings Conference on Empirical Methods in Natural Language Processing. 2021, P. 883–899. URL: https://research. duolingo.com/papers/mccarthy.emnlp21.pdf (дата обращения: 12.11.2024).
23. 23. Gallagher J. AI at Woebot Health — Our Core Principles / J. Gallagher, Sh. Srinivasan. URL: https://woebothealth.com/ai-core-principles/ (дата обращения: 12.11.2024).
24. 24. About us // Anthology. URL: https://www.anthology.com/about-us (дата обращения: 12.11.2024).
25. 25. Virtual Teaching Assistant: Jill Watson. URL: https://gvu.gatech.edu/research/projects/virtual-teaching-assistant-jill-watson (дата обращения: 12.11.2024).
Скачать файл .pdf 374.99 кб