Авторы
- Босенко Тимур Муртазович кандидат технических наук
Аннотация
Современные подходы к обучению в области анализа больших данных и машинного обучения требуют интеграции мультимодальных технологий, что позволяет обучающимся развивать навыки работы с разнородными источниками информации, такими как текстовые, числовые, мультимедийные и потоковые данные. Целью исследования является изучение методов машинного обучения, включая потоковую обработку данных с использованием Apache Spark, для решения
реальной бизнес-задачи в рамках проектного обучения. Оценка эффективности различных методов командной работы (проектное обучение, кооперативное
обучение, кейс-обучение) показала, что наилучшие результаты в точности модели (AUC = 0.91) достигаются при применении комплексного подхода с использованием всех мультимодальных технологий в рамках проектной работы. В статье подробно анализируются результаты, полученные с использованием таких технологий, как обработка текстовых данных (NLP), потоковых, числовых и мультимедийных данных. Использование этих технологий позволило значительно повысить точность предсказаний оттока клиентов, улучшить процесс принятия бизнес-решений и развить у обучающихся практические навыки в области анализа больших данных и искусственного интеллекта.
Как ссылаться
Босенко, Т. М. (2025). ИНТЕГРАЦИЯ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПЛАТФОРМЕ APACHE SPARK , № 1 (71), 80. https://doi.org/10.24412/2072-9014-2025-171-80-89
Список литературы
1.
1. Sahoo C. Sentiment analysis using deep learning techniques: a comprehensive review / C. Sahoo, M. Wankhade, B. K. Singh // International Journal of Multimedia Information Retrieval. 2023. Vol. 12. No. 2. P. 41. DOI: 10.1007/s13735-023-00308-2
2.
2. Симонов В. С. Метод преобразования императивного кода для платформ параллельной обработки данных / В. С. Симонов, М. С. Хайретдинов // Проблемы информатики. 2023. № 3 (60). С. 68–80. DOI: 10.24412/2073-0667-2023-3-68-80
3.
3. Босенко Т. М. Инструменты для сбора, хранения и передачи больших данных в инфокоммуникационных системах: учебно-методическое пособие / Т. М. Босенко. М.: Эдитус, 2023. 68 с.
4.
4. Benymol J. Enhanced query performance for stored streaming data through structured streaming within spark SQL / J. Benymol, R. Nithin, J. Lumy // Indonesian Journal of Electrical Engineering and Computer Science. 2024. Vol. 35. No. 3. P. 1744–1750. DOI: 10.11591/ijeecs.v35.i3.pp1744-1750
5.
5. Садыкова Р. Х. Сторителлинг как нейролингводидактический прием в обучении (практико-ориентированный подход) / Р. Х. Садыкова, М. Т. Кордзадзе // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 12-1. С. 176–190. DOI 10.34670/AR.2024.20.99.020.
6.
6. Шунина Л. А. Использование облачных технологий при организации производственной практики студентов педагогического вуза / Л. А. Шунина // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2022. № 2 (60). С. 18–29. DOI 10.25688/2072-9014.2022.60.2.02.
7.
7. Босенко Т. М. Использование OLAP-технологии в процессе обучения студентов специальности 38.03.05 — бизнес-информатика / Т. М. Босенко, П. К. Григорьев // Актуальные проблемы теории и практики обучения физико-математическим и техническим дисциплинам в современном образовательном пространстве: сборник избранных статей VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (Курск, 15–16 декабря 2022 г.). Курск: Курский государственный университет, 2022. С. 146–150.
8.
8. Горбачева Е. А. Эффективность развития информационной компетентности при применении проектного подхода в изучении гуманитарных дисциплин в высшей школе / Е. А. Горбачева // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2024. № 3 (69). С. 91–100. DOI: 10.25688/2072-9014.2024.69.3.8
9.
9. Тропникова В. В. Использование метода eduscrum: проблемы и пути решения / В. В. Тропникова // Среднее профессиональное образование. 2021. № 12 (316). С. 3–5.
10.
10. Jordan M. I. Machine learning: Trends, perspectives, and prospects / M. I. Jordan, T. M. Mitchell // Science. 2015. Vol. 349. No. 6245. P. 255–260. DOI: 10.1126/science.aaa8415
11.
11. Hossin M. A Review on Evaluation Metrics for Data Classification Evaluations / M. Hossin, M. A. Sulaiman // International Journal of Data Mining & Knowledge Management Process. 2015. Vol. 5. No. 2. P. 1–11. DOI: 10.5121/ijdkp.2015.5201
12.
12. Мальчевская П. А. Прогнозирование оттока клиентов на основе модели машинного обучения / П. А. Мальчевская // Лига исследователей МГПУ: сборник материалов студенческой открытой конференции: в 2 ч. (Москва, 20–24 ноября 2023 г.). М.: МГПУ, 2024. С. 116–119.
13.
13. Фролов Ю. В. Платформы данных AI/ML на основе отечественного программного обеспечения / Ю. В. Фролов, Т. М. Босенко, Д. В. Яценко // Современная {цифровая} дидактика. М.: А-Приор, 2023. С. 119–128.