Авторы
- Горбунова Анна Валерьевна
- Патаракин Евгений Дмитриевич доктор педагогических наук, доцент
Аннотация
Статья рассматривает связь формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий и решения школьных задач по программированию. В работе обсуждается значимость освоения регулятивных действий, включая целеполагание, планирование, оценивание и контроль, в контексте современных отечественных и международных образовательных стандартов. Для определения и уточнения теоретической рамки исследования проведен системный библиометрический анализ текстов цифровой библиотеки ассоциации вычислительных машин, связанных со сферой саморегуляции и самоконтроля. На основании библиометрического анализа предложена веерная матрица, основанная на векторах субъектности и продуктивности.
Как ссылаться
Горбунова, А. В. & Патаракин, Е. Д. (2025). ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ , № 1 (71), 46. https://doi.org/10.24412/2072-9014-2025-171-46-60
Список литературы
1.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Реестр примерных основных общеобразовательных программ. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/14e6445c39109a753ec3b7d239e46fdb.pdf (дата обращения: 23.11.2024).
2.
2. Асмолов А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий / А. Асмолов. М.: Просвещение, 2013. 158 с.
3.
3. Асмолов А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А. Асмолов. М.: Просвещение, 2013. 152 с.
4.
4. Бешенков С. А. Развитие универсальных учебных действий в общеобразовательном курсе информатики / С. А. Бешенков, И. И. Трубина, Э. В. Миндзаева. Кемерово.: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. 111 с.
5.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования // Техэксперт. URL: https://docs.cntd.ru/document/902350579 (дата обращения: 23.11.2024).
6.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/(дата обращения: 23.11.2024).
7.
7. Gross M. What the framework means to me: Attitudes of academic librarians toward the ACRL framework for information literacy for higher education / M. Gross, D. Latham, H. Julien. Florida: Library & Information Science Research, 2018. Vol. 40. № 3. P. 262–268.
8.
8. ЮНЕСКО. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Версия 2.0. UNESCO, Париж, 2011. 115 с.
9.
9. Brooks-Young S. ISTE Standards for Students: A Practical Guide for Learning with Technology / S. Brooks-Young. International Society for Technology in Education, 2017. 48 p.
10.
10. Crompton H. Education Reimagined: Leading Systemwide Change with the ISTE Standards / H. Crompton. La Vergne, TN.: Teaching & Learning Faculty Books. 2018. 42 p.
11.
11. Kozma R. B. Transforming Education: The Power of ICT Policies / R. B. Kozma. UNESCO, 2011. 244 p.
12.
12. Ярмахов Б. Б. Базовые фреймворки ИКТ-компетентности в структуре профессионального стандарта учителя / Б. Б. Ярмахов, Л. А. Сотникова, Е. Д. Патаракин // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 3. С. 67–76.
13.
13. Deci E. L. Large-scale school reform as viewed from the self-determination theory perspective / E. L. Deci // Theory and Research in Education. 2009. Vol. 7. P. 244–252.
14.
14. Ryan R. M. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being / R. M. Ryan, E. L. Deci // American Psychologist. 2000. № 55. P. 68–78.
15.
15. Ryan R. M. Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions / R. M. Ryan, E. L. Deci // Contemporary Educational Psychology. 2000. № 25. P. 54–67.
16.
16. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2007. 510 c.
17.
17. Леонтьев Д. А. Саморегуляция как предмет изучения и как объяснительный принцип / Д. А. Леонтьев. М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2011. C. 74–89.
18.
18. Леонтьев Д. А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности / Д. А. Леонтьев. М.: Эпистемология и философия науки. 2010. № 3. C. 136–153.
19.
19. Schwartz D. L. The ABCs of How We Learn: 26 Scientifically Proven Approaches, How They Work, and When to Use Them / D. L. Schwartz, J. M. Tsang, K. P. Blair, W. W. Norton & Company, 2016. 412 p.
20.
20. Schwartz D. L. Computers, productive agency, and the effort after shared meaning / D. L. Schwartz, X. Lin // Journal of Computing in Higher Education. 2001. Vol. 12. № 2. P. 3–33.
21.
21. Ackermann E. Piaget’s Constructivism, Papert’s Constructionism: What’s the difference? / E. Ackermann // Future of learning group publication. 2011. Vol. 5, № 3. P. 1–11.
22.
22. Papert S. Situating Constructionism / S. Papert, I. Harel // Constructionism. Ablex Publishing Corporation, 1991. P. 193–206.
23.
23. Malone T. W. What makes things fun to learn? heuristics for designing instructional computer games / T. W. Malone // Proceedings of the 3rd ACM SIGSMALL symposium and the first SIGPC symposium on Small systems. New York, NY, USA: ACM, 1980. P. 162–169.
24.
24. Malone T. W. Toward a theory of intrinsically motivating instruction / T. W. Malone // Cognitive Science. 1981. Vol. 4. P. 333–370.
25.
25. Akour M. Game-based learning approach to improve self-learning motivated students / M. Akour, H. Alsghaier, S. Aldiabat // Int. J. Technol. Enhanc. Learn. 2020. Vol. 12. № 2. P. 146–160.
26.
26. Charosky G. Investigating students’ self-perception of innovation competences in challenge-based and product development courses / G. Charosky, R. Bragos // International Journal of Engineering Education. Tempus Publications, 2021. Vol. 37. № 2. P. 461–470.
27.
27. Clarke-Midura J. Using Informed Design in Informal Computer Science Programs to Increase Youths’ Interest, Self-Efficacy, and Perceptions of Parental Support / J. Clarke-Midura et al. // ACM Trans. Comput. Educ. New York, NY, USA: Association for Computing Machinery, 2019. Vol. 19. № 4.
28.
28. Brosens L. Self-Regulating Soft Skills in Group Project-Based Design Education / L. Brosens // Companion of the 2020 ACM International Conference on Supporting Group Work. New York, NY, USA: Association for Computing Machinery, 2020. P. 1–5.
29.
29. Peteranetz M. S. Examining the Impact of Computational Creativity Exercises on College Computer Science Students’ Learning, Achievement, Self-Efficacy, and Creativity / M. S. Peteranetz et al. // Proceedings of the 49th ACM Technical Symposium on Computer Science Education. New York, NY, USA: Association for Computing Machinery, 2018. P. 155–160.
30.
30. Paay J. Happy Bits: Interactive Technologies Helping Young Adults with Low Self-Esteem / J. Paay et al. // Proceedings of the 10th Nordic Conference on Human-Computer Interaction. New York, NY, USA: Association for Computing Machinery, 2018. P. 584–596.
31.
31. Gotzsch J. Awaking Your Inner Creative Self / J. Gotzsch // Design Journal. Taylor and Francis Ltd., 2017. Vol. 20. № 1. P. S1072–S1079.