Главная Выпуски № 2 (68)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Инновационные педагогические технологии в образовании , УДК: 37 DOI: 10.25688/2072-9014.2024.68.2.11

Авторы

  • Рыжова Наталья Ивановна доктор педагогических наук, профессор
  • Тралкова Наталья Борисовна
  • Магазейщиков Евгений Александрович
  • Новиков Константин Алексеевич
  • Федорова Юлия Владимировна кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация

В статье описывается суть реальной игропрактики и анализируются варианты классификации игр, механика, динамика и эстетика игры, основные этапы игры как вида деятельности, критериальная база оценивания результатов игры и др. Этот спектр информации необходим, по мнению авторов, для характеристики дидактических возможностей и результативности использования игровых образовательных практик для формирования компетенций, например в условиях повышения квалификации у педагогических и управленческих кадров в области образования. В статье представлены достоинства и недочеты, имеющиеся в игропрактике с настольными играми для педагогов. Актуализирована необходимость использования созданной в Академии Минпросвещения РФ динамичной дидактической деловой игры «Это не игра» для педагогических и управленческих кадров в области образования, способствующей обучению профилактике и предотвращению киберугроз, информационной безопасности школьников (в широком смысле), в частности безопасного поведения детей в сети Интернет.

Как ссылаться

Рыжова, Н. И., Тралкова, Н. Б., Магазейщиков, Е. А., Новиков, К. А. & Федорова, Ю. В. (2024). ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ , № 2 (68), 115. https://doi.org/10.25688/2072-9014.2024.68.2.11
Список литературы
1. 1. Корчак К. И. Современные подходы к понятию цифровой трансформации образования / К. И. Корчак, В. В. Красильников, В. С. Тоискин // Проблемы современного образования. 2022. № 1. С. 171–183.
2. 2. О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 17 мая 2023 года № 358. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406788976/ (дата обращения: 01.02.2024).
3. 3. Кузьмин П. В. «Цифровой триатлон» как эффективный способ обмена педагогическим опытом по модели горизонтального обучения / П. В. Кузьмин, Ю. В. Федорова, Н. Б. Тралкова // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6. № 3 (22). С. 31–45.
4. 4. Кайуа Р. Игры и люди / пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2007. 302 с.
5. 5. Звонарева Н. А. Потенциал и риски геймификации педагогического образования / Н. А. Звонарева, Г. С. Купалов // Образование и право. 2021. № 2. С. 270–275.
6. 6. Олейник Ю. П. Игрофикация в образовании: к вопросу об определении понятия [Электронный ресурс] / Ю. П. Олейник // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20103 (дата обращения: 22.02.2024).
7. 7. Орлова О. В. Геймификация как способ организации обучения / О. В. Орлова, В. Н. Титова // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2015. № 9 (162). C. 60–65.
8. 8. Колесникова А. К. Геймификация: использование игровой механики для обучения школьников основам безопасности в сети Интернет / А. К. Колесникова, О. В. Пшеничная, Е. В. Чернова // Концепт. 2020. № 6. С. 42–56. URL: http://e-koncept.ru/2020/201044.htm (дата обращения: 12.02.2024).
9. 9. Биджиева С. Х., Урусова Ф. А. Геймификация образования: проблемы использования и перспективы развития // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т 8. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/34PDMN420.pdf (дата обращения: 26.01.2024).
10. 10. Афонина М. В. Контент-анализ понятия «геймификация» / М. В. Афонина, А. С. Харламова // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2017. № 3 (32). С. 46–50.
11. 11. Гурьянов С. Кризисный досуг: почему россиян заинтересовали настольные игры [Электронный ресурс] / С. Гурьянов. URL: https://iz.ru/1185387/sergeigurianov/krizisnyi-dosug-pochemu-rossiian-zainteresovali-nastolnye-igry (дата обращения: 01.02.2024).
12. 12. Игры и Люди / Р. Кайуа. М.: AST, 2022. 280 с.
13. 13. Хейзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий / Й. Хейзинга. М.: Азбука, 2022. 400 с.
14. 14. Пухова Т. И. Классификация игр для взрослых согласно Рожэ Каюа / Т. И. Пухова. URL: http://anthropology.ru/ru/text/puhova-ti/klassifikaciya-igr-dlya-vzroslyh-soglasnorozhe-kayua (дата обращения: 01.02.2024).
15. 15. Справочник игропрактика: учебно-методическое пособие / А. Ю. Яцына [и др.]. М.: ЛитРес, 2017. 315 с.
16. 16. Гальцова С. Г. Игровые практики как средство социализации подростков / С. Г. Гальцова, В. О. Пилюга, А. Г. Бердникова. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-praktiki-kak-sredstvo-sotsializatsii-podrostkov/viewer (дата обращения: 01.02.2024).
17. 17. Новикова О. Н. Игровые практики и конструирование идентичностей: монография / О. Н. Новикова. Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2016. 131 с.
18. 18. Диксит А. К. Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни / A. K. Диксит, Б. Дж. Нейлбафф. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. 464 с.
19. 19. Ветренко И. А. Игровые практики в политическом процессе: монография / И. А. Ветренко. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2009. 176 с.
20. 20. Бирюкова Ю. А. Психологические игры для взрослых на родительском собрании: методическая разработка [Электронный ресурс] / Ю. А. Бирюкова. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2015/12/17/psihologicheskie-igry-dlya-vzroslyhna-roditelskom (дата обращения: 21.01.2024).
21. 21. Каримова А. Тренинг-игра для педагогов «Вы все сможете»: методическая разработка / А. Каримова. URL: https://урок.рф/library/treningigra_dlya_pedagogov_vi_vse_smozhete_181418.html (дата обращения: 21.01.2024).
22. 22. Гусева А. А. Психологические игры для педагогов: методическая разработка / А. А. Гусева. URL: https://multiurok.ru/files/psikhologhichieskiie-ighry-dlia-piedaghoghov.html (дата обращения: 21.01.2024).
23. 23. Меркушева В. Как использовать игропрактики для решения личных, профессиональных и бизнес-вопросов. Интервью с Валентиной Габышевой / В. Меркушева. URL: https://azconsult.ru/kak-ispolzovat-igropraktiki-dlya-resheniya-lichnyx-professionalnyxi-biznes-voprosov-intervyu-s-valentinoj-gabyshevoj/ (дата обращения: 01.02.2024).
24. 24. Волошин П. Пять трендов игропрактики 2023–24 годов / П. Волошин. URL: https://dzen.ru/a/ZJyJnYpHhxBph3Yb (дата обращения: 01.02.2024).
25. 25. Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры / С. А. Шмаков. М.: Новая школа, 1994. 238 с.
26. 26. Соловьева М. В. Делаем вместе обучающую настольную игру. Методика и практика создания обучающих настольных игр в детско-подростковых группах / М. В. Соловьева. URL: https://baltcsi.ru/biblioteka/obuchajushhie-nastolnye-igry/soderzhanie/ (дата обращения: 01.02.2024).
27. 27. Hunicke R. MDA: A Formal Approach to Game Design and Game Research / Hunicke R., LeBlanc M., Zubek R. URL: https://doksi.net/en/get.php?lid=25427 (accessed: 01.02.2024).
28. 28. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов: oк. 25 000 слов и словосочетаний. М.: Рус. яз., 1998. 846 с.
29. 29. Что такое игровая механика. URL: https://skillbox.ru/media/gamedev/chto-takoeigrovaya-mekhanika/ (дата обращения: 01.02.2024).
30. 30. Adams E. Game Mechanics: Advanced Game Design / E. Adams, J. Dormans. URL: https://zlib.pub/book/game-mechanics-advanced-game-design-665v44dgcln0 (accessed: 01.02.2024).
31. 31. Степанова Н. А. Игровые технологии в профессиональной подготовке педагогов дошкольного образования / Н. А. Степанова // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27077 (дата обращения: 01.02.2024).
32. 32. Юн-Хай С. А. Деловая игра как метод активного обучения будущих педагогов / С. А. Юн-Хай // Вестник бурятского государственного университета. 2015. Вып. 15. С. 190–195.
33. 33. Михайлов Ю. Г. Специфика «игры» в контексте обучения взрослых / Ю. Г. Михайлов. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-igry-v-kontekste-obucheniyavzroslyh/viewer (дата обращения: 01.02.2024).
34. 34. Исупов М. В. Мотивационная игра как инструмент развития профессиональных и личностных качеств педагога в условиях развития системы государственно-общественного управления / М. В. Исупов, А. А. Кострова, А. Ю. Трифонов // Концепт. 2016. № 2. С. 21–25.
35. 35. Воровка М. И. Условия и критерии оценивания эффективности деловой игры / М. И. Воровка // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2007. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-i-kriteriiotsenivaniya-effektivnosti-delovoy-igry (дата обращения: 21.01.2024).
36. 36. Донских А. 6 критериев оценки итогов деловой игры. URL: https://dzen.ru/a/XbQSu_4okQCy5wZ (дата обращения: 21.01.2024).
Скачать файл .pdf 580.71 кб